Велосипед «Москва-80»

Откуда это взялось?

В середине 70-х СССР получил право на проведение олимпиады 1980 года. Естественно, тогда партия и правительство решили использовать этот факт в идеологических целях тоже, а еще советская промышленность получила огромный стимул и финансирование для того, чтоб это мероприятие успешно осуществилось. Карусель завертелась знатная. Среди всего этого из ЦК прошла мысль — наши спортсмены должны выступать на отечественном инвентаре. Сказать-то сказали, да как это осуществить.
Я думаю, не один тренер различных сборных искал пути того, как эту мысль ЦК избежать. И, видимо, это удалось, используя формулу «нельзя гарантировать высокий спортивный результат на инвентаре, не прошедшем должной апробации». Наверное, с облегчением вдохнули и многие спортивные НИИ, понимая, что, даже имея свои наработки, догнать за один олимпийский цикл зарубежных производителей не удастся. И еще, видимо, на тот период в СССР сформировалось сильное лобби зарубежных производителей спортивного инвентаря, что особенно касается велосипедов. Сборная СССР в то время выступала только на велосипедах иностранного производства. Трековые велосипеды это PIH, De Rosa, Cinelli, CNC. На шоссе — тут почти 99% Colnago. Приятным исключением из этого правила была сборная Эстонии, она выступала на De Rosa — очень достойном велосипеде. Думало ли руководство велосипедных сборных менять что-то в инвентаре? Да нет, конечно! И это правильно.

И тут появляется настырный человек из ЦКТБ г. Харьков и что-то пытается сделать-доказать. Этим специалистом был Георгий Иванович Панин. И тем, что появился «М-80», мы обязаны именно нему. Он начинает постоянно наведываться в сборные, пытаясь понять, предугадать, а то и просто выполнить «капризы» их руководства.

Он не был гонщиком, однако был хорошим инженером. Поэтому выбрал  единственно возможный на тот период путь для решения задачи: раму надо делать из импортных труб (на тот момент это были трубы фирмы Witberg), оборудование будет склонировано с Campagnolo, а за прототип рамы был взят Colnago Mexico (на этой модели сборная СССР победила на олимпиаде 1972 года в Мюнхене).
Выбор прототипом Colnago Mexico (велосипеда предназначенного для командной шоссейной гонки на 100 км.) обусловлен тем, что данный вид шоссейной программы для СССР был превалирующим – победы на олимпийских играх 1972, 1976 и ЧМ того периода.Велосипед для шоссе Москва-80
И началось: Панин делает — Капитонов и сборная смеется; Панин переделывает — и все повторяется снова. Капитонов и сборная так и не поняла главного — своим отношением к проекту «М-80» они очень сильно помогли Панину в его работе. В итоге можно сказать, что Панин сборную всё-таки достал.
Окончательный вариант 4-х велосипедов для командной гонки были привезены им в тренировочный лагерь сборной. Капитонов на свое усмотрение передает эти образцы наиболее атлетичным гонщикам сборной: Пикуусу, Чуканову, Чаплыгину, Журавлеву с прямым напутствием сломать велосипеды в течение недели (в течении этого времени Панин должен был находится в тренировочном лагере). Несмотря на такой подход со стороны руководства сборной, сломать велосипеды не удалось. Лопаются только экспериментальные титановые спицы.

После этого следующая партия велосипедов решением спорткомитета СССР была передана на следующие испытания в спортивный клуб «Локомотив» г. Ленинград тренеру А. А. Кузнецову.
Велосипеды были переданы весной 1979 года в канун Сочинской гонки. Решением тренера Кузнецова велосипеды эксплуатировались в горных условиях Сочинской гонки. В результате чего лопнули следующие детали:
- пустотелые титановые валы каретки;
- облегченные шатуны.
В принципе, ничего удивительного — велосипед был предназначен для использования в командных и индивидуальных гонках, где нагрузки на велосипед в разы ниже, чем в групповой гонке по горам. Тренеры добились своей задачи: Через своего патрона Романова Кузнецов пожаловался в ЦК в результате чего Г. И. Панин был уволен. При этом в расчет не приняли экспериментальный характер работ и использование титана — инновационный на тогда момент.
Указанные выше велосипеды весили менее 8 кг. На лицо было и переоблегчение, и неадекватное использование.

С этого момента мелкосерийный выпуск шоссейных велосипедов «М-80» сворачивается и до конца 1979 года изготавливаются единичные экземпляры по индивидуальным заказам отдельных гонщиков, спортивных команд и спорткомитета. Всего было выпущено около 52-х велосипедов для различных видов гонок на треке и шоссе. Таким образом «М-80» «выжил» и занял свою нишу среди велосипедов, выпускаемых по индивидуальному заказу.

А параллельно с этим у руководства сборной (речь идет о шоссейной команде) решался вопрос, на каких велосипедах участвовать в олимпиаде. Это напоминает нынешние тендеры, но тогда, как и сейчас, не все участники тендера одинаково равноправны. Быть спонсором хоть и сильной сборной, но без гарантий на победу некоторые опасались. Colnago рискнул, даже не рискнул, он просто продолжал делать свое, не первый год начатое, дело.

Что из этого получилось

А получился высокого европейского уровня велосипед (европейские страны тогда были законодателями велосипедной моды и мировыми лидерами велопроизводства). Велосипед получился для своего времени очень легким:  заявленный вес составлял 8,25 кг при размере рамы 56-58. Как пример, задний переключатель «М-80» вместе с болтом крепления весил 175 грамм, для сравнения, на тот момент самый легкий задний переключатель Campagnolo без болта крепления весил 182 грамма. В титановой трещотке отыгрывали еще несколько десятков грамм. И так можно продолжать по каждой детали. Такое облегчение не могло не сказаться на ресурсе, и выводило этиВелосипед для трека Москва-80 велосипеды из тренировочного процесса только в соревновательный.  Помимо  шоссейных вариантов велосипеда, существовали и трековые. Разработкой этих велосипедов занимался Р. И. Воронцов.

«Тахион» (ещё один высококлассный трековый советский велосипед) не является продолжением темы велосипеда «Москва-80». Рамы «Тахиона» являются оригинальной Советской разработкой, и разрабатывались без упора на иностранные аналоги. Однако, ради экономии времени на первом этапе разработки велосипедов, использовалась техническая документация на некоторые комплектующие от «М-80».

Читайте также:
История велогонок на fixed gear

История велогонок начинается с конца 19 века, именно тогда появились первые велосипеды. У этих велосипедов были очень большие передние колеса, поэтому, чтобы ездить на столь громоздких механизмах, обладавших к тому же жесткими шинами и тормозами, требовалось...

Jo Celso из Team Cinelli Chrome

Настоящая любовь к велосипедам в истории из жизни Jo Celso из Team  Cinelli  Chrome:  Я начала заниматься велогонками четыре года назад, и это сразу же стало моим увлечением. Сначала я просто хотела быть в хорошей форме. Но с каждым днем я...

Три жизни велосипеда с фиксированной передачей

Основной особенностью велосипеда с фиксированной передачей (фикс гир байки) является наглухо закреплённая на заднем колесе звезда без свободного хода. Такая конструкция предполагает, постоянную связь вращения колеса со скоростью вращения педалей. Велосипедист...