Летучий шотландец — Грэм Обри

Грэм ОбриГрэм Обри (родился 11 сентября 1965 года, прозвище “Летучий шотландец”) — шотландский велогонщик, который дважды бил мировой часовой рекорд — в июле 1993 и апреле 1994, и удерживал титул чемпиона мира в гонке преследования в 1993 и 1995 годах. Большую часть гонок Грэм провел на велосипеде собственной конструкции, который носил собственное имя — “Старый служака” (The Old Faithul). Историю жизни Грэма Обри экранизировали в фильме “Летучий шотландец”. Обри разработал некоторые наиболее радикальные за всю историю улучшения велосипеда.

Ранние годы

Грэм Обри родился в Нанитоне (Ворвикшир), но почти всю жизнь живет в Шотландии, и считает себя шотландцем. На своей первой гонке — 10-мильной разделке — Грэм появился в шортах, ветровке и мартенсах. Он подумал, что старт и финиш в одном и том же месте, поэтому остановился на стартовой черте за 100 метров до финиша и начал переодеваться. Судьи предложили все-таки завершить гонку. Грэм последовал совету, и все-таки уложился “примерно в 30 минут”. Он страдал от депрессии, вызванной биполярным аффективным расстройством, и пытался покончить жизнь самоубийством, отравившись газом в юношеском возрасте. Грэма случайно спас отец, когда вернулся с работы раньше обычного. В 90-х была еще одна попытка, в этот раз большая доза аспирина, запитая водой из лужи. У него были расстройство личности, пристрастие нюхать газ из сварочного баллона и долг в 492 фунта за обучение. Его веломагазин обанкротился, и Грэм решил справиться с проблемами, побив часовой рекорд на треке. К тому времени он держался уже 9 лет. Франческо Мозер проехал за час 51.151 км.  Это зацепило меня еще когда Мозер улучшил свой рекорд. Фактически, этот бой один на один — никакого постороннего движения, только один человек на треке против секундомера. Я не хотел пробовать, я собирался победить. Когда у тебя нет выбора в жизни, можно или стоять на месте, или сделать рывок. Вот я и решился.

Велосипед

Обри сам изготавливал рамы для своего магазина, и лично сделал свою рекордную раму. Вместо обычного трекового руля он использовал прямой руль в стиле МТБ.Велосипед Грэма Обри Грэм поставил его ближе к седлу и опирался на руль грудью, прижимая локти к корпусу — как на лыжах. Вдохновившись плавной работой стиральной машинки при 1200 об/мин, Грэм убедился в качестве подшипников и барабана и использовал их в велосипеде. Позже пришлось замять этот факт, потому что журналисты считали его важнее самого рекорда. Обри назвал свой велосипед “Старый служака”. У него была узкая каретка, чтобы ноги были ближе друг к другу. Как было сказано в фильме, зазора “в один банан” достаточно. У велосипеда не было верхней трубы, так что коленям не грозил удар об раму. Нижние перья не горизонтальные, так что шатуны могут работать с более узкой кареткой. У вилки только одно предельно узкое перо. Французский писатель, опробовавший велосипед, сказал что на нем сложно разгоняться по прямой линии из-за узкого руля, но набрав скорость, он все-таки смог ухватиться за руль и скрючиться, как Грэм Обри.

Рекорд

Обри попытался побить рекорд Мозера 16 июля 1993 года, на треке Vikingskipet в Норвегии. Буквально через километр он вышел за разметку. Трек был арендован на сутки, так что Грэм решил продолжить на следующий день.  Грэма схватили сильные судороги. Он боролся с ними хитрым способом: пил много воды, чтобы часто просыпаться и ходить в туалет, тем самым растягивая мышцы. На следующий день, уставший, уже через пять минут после подъема Грэм был на треке, готовый к старту. Естественно, после вчерашних пыток все было напрасно.

Потеря рекорда

Обри радовался титулу меньше недели. 23 июля британский олимпийский чемпион Крис Бордмен побил рекорд Грэма на 674 метра, проехав 52.270 км в Бордо, Франция, между этапами Тур де Франса. Он ехал на велосипеде с карбоновой монококковой рамой, карбоновыми колесами и триатлетическим рулем. Их соперничество продолжилось и дальше: через несколько месяцев Обри обогнал Бордмена на гонке преследования на чемпионате мира.

Возвращение рекорда

Грэм ОбриФранческо Мозер, у которого Грэм Обри отобрал титул рекордсмена, позаимствовал у него характерную посадку — и поставил ветеранский рекорд 51.84 км. Это было 15 января 1994 года, в Мехико — там горный разряженный воздух. В то время как Грэм и Бордмен соревновались примерно на уровне моря. Обри вернул титул 19 апреля 1994 года, на том же треке в Бордо, где ездил Бордмен. Грэм намертво прикрутил туфли к педалям, чтобы не повторился конфуз с финала национального чемпионата, когда на старте вырвалась нога из педали. Он проехал 52.713 км. В свою очередь, 2 сентября 1994 года этот результат превзошел Мигель Индурайн, чемпион Тур де Франса.

 

Запрет “Old Faithful”

Главная регулирующая организация, Международная ассоциация велосипедистов обеспокоилась тем, что усовершенствование велосипедов может неадекватно завысить рекордные скорости на треке. Среди прочего, запретили такую посадку. Грэм узнал об этом за час до старта чемпионата в Италии. Судьи дисквалифицировали его за отказ исправить. Журнал “Cycling Weekly” назвал это “синдромом вахтера”. Обри разработал еще одну посадку, так называемую позу Супермена — руки вытянуты вперед, и выиграл индивидуальное преследование на Чемпионате мира в 1995 году. UCI снова забанила. Велосипед теперь находится в Музее транспорта, в Глазго.

 Другие достижения

Обри был чемпионом в индивидуальной гонке преследования в 1993 и 1995 годах. Он также побил британский рекорд в 10-мильной разделке в 1993, тогда же победил в 50-мильном чемпионате RTTC (британская федерация раздельщиков), и выиграл 25-мильный чемпионат в 1996. В 1997 году Грэм смог проехать 10 миль за 18 минут 36 секунд и на следующий день победить в 25-мильном чемпионате Британанской велофедерации. Питер Брайан, журналист Таймс. Вид Обри в полете, с руками, прижатыми к корпусу, впечатляет. Его лицо искажено болью и показывает прилагаемые усилия. И вскоре после финиша он уже достаточно расслаблен для беседы с толпой журналистов.

Профессиональная карьера

Обри бил рекорды в статусе любителя и получил лицензию после первой победы на чемпионате мира: “Я думаю, я могу заработать больше денег на велосипеде чем в виде пособия по безработице”. Его взяли во французскую команду Le Groupment, но не допустили к гонке в Ле Карро и выгнали за “недостаток опыта”. Перед тем Обри гонялся во Флориде во время командных сборов. Во время следующих сборов Грэм был в отпуске и тоже их пропустил. Он собрался участвовать в следующих, но промахнулся и прилетел в Париж вместо Лилля. Менеджер команды Патрик Вальке прокомментировал: “Если у гонщика такое отношение к делу, то нам лучше прекратить сотрудничество как можно быстрее. Мы оплачивали его перелеты, но он не то что не появился, а даже не позвонил. Он сказал, что не хочет бросать семью вскоре после смерти брата, но позвонить нам все-таки стоило. Больше не хочу иметь с ним никаких дел ” Обри ответил: “Я болел и не мог принять участие. Попытался позвонить некоторым руководителям команды 1 января, но безуспешно. Моя жена Анна, она работает медсестрой, сказала, что я слишком болен для поездки во Францию.” Команда вскоре распалась, когда спонсор вляпался в скандал. Были обвинения в строительстве финансовой пирамиды. Некоторые члены команды утверждали, что они в долгах и не получали оплату.

Наркота

Обри прокомментировал свою короткую карьеру профессионального гонщика: “Я до сих чувствую, что меня прокинули. Я подписал контракт на участие в прологе Тура 95 года, но было очевидно, что без всяких таблеток не обойтись. Я сказал “нет”, и меня уволили. И вот, 11 лет спустя, я жду приезда гонщиков Тура, и во мне что-то пробудилось. Я чувствовал себя ограбленным этими ублюдками на стероидах. Я также ненавижу, когда думают, что каждый кто достиг успехов в гонках ест таблетки. Я был удивлен как обидно мне было в Париже. И это не утихает уже много лет. Это что-то новое, будет о чем поговорить с моим лечащим врачом. ” В интервью L’Equipe:: “Мне кажется, 99 процентов гонщиков элиты употребляют эритропоэтин или аналоги, не столько для допинга, как для соответствия уровню остальных. И это печально.” В то же время на личном сайте сказано: “И ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, я никогда не употреблял вещества для повышения результатов, в то время как это стало практически обязательным. Я готов провериться на детекторе лжи, если кто-нибудь из больших СМИ усомнится. Другими словами, если вы купите плакат с автографом — он потом не окажется поблекшим и фальшивым”

Еще одна попытка суицида

Брат Грэма Гордон погиб в аварии в октябре 1994, и Обри снова ушел в депрессию. Его нашли без сознания на ферме Белсленд, в Килморсе, Айршир. Это в 12 км от его дома. Семья Обри держала там лошадей. Грэма нашел сторож при попытке повешения. Жена Грэма Анна сказала, что у него нашли серьезное биполярное аффективное расстройство тремя годами ранее.

Наши дни

Грэм Обри живет с женой и двумя детьми возле Ирвина, в Шотландии. Он периодически гоняется в разделках от местного клуба.  В мае 2009 Грэм Обри объявил о своемГрэм Обри намерении снова побить часовой рекорд на очередном самодельном велосипеде 2009 года постройки. Грэм заявил в октябре 2009 года, что попытка отменена, потому что велосипед не годится для тех условий. Новых проб не будет. В декабре 2009 произошло знаменательное событие — Грэма Обри вписали в британский Зал Почета велосипедистов.  И вот, 14 сентября 2013 года Грэм Обри устанавливает новый рекорд: он развил рекордную скорость на машине собственной сборки «Бисти» — 91 километр в час. На этом велосипеде 47-летний спортсмен передвигается головой вперед в горизонтальном положении лицом вниз, находясь всего в 2 сантиметрах от переднего колеса и следя за дорогой через небольшое отверстие. 

Книга и фильм

В 2003 году вышла автобиография под названием “Летучий шотландец”. Слово автора: “Все началось с беседы с психологом, который сказал, что это будет хорошо, и закончилось книгой.” Фильм по книге впервые показали на фестивале в Эдинбурге в 2006 году, в главных ролях Джонни Ли Миллер и Билли Бойд. В ноябре 2006 MGM купил права на распространение по всему миру 29 декабря 2006 фильм представили в США, 29 июня 2007 — в Британии. Британский ДВД вышел 5 ноября 2007.

Читайте также:
Эдди Меркс — легенда велоспорта

Эдди Меркс (Eddy Merckx) — один из известнейших велогонщиков за всю историю этого спорта, лучший гонщик XX века по версии UCI. Пятикратный победитель знаменитой Tour de France и пятикратный же чемпион не менее известной Giro d’Italia. Также выигрывал...

Jo Celso из Team Cinelli Chrome

Настоящая любовь к велосипедам в истории из жизни Jo Celso из Team  Cinelli  Chrome:  Я начала заниматься велогонками четыре года назад, и это сразу же стало моим увлечением. Сначала я просто хотела быть в хорошей форме. Но с каждым днем я...

Велосипед «Москва-80»

Откуда это взялось? В середине 70-х СССР получил право на проведение олимпиады 1980 года. Естественно, тогда партия и правительство решили использовать этот факт в идеологических целях тоже, а еще советская промышленность получила огромный стимул и...