Три жизни велосипеда с фиксированной передачей

Время чтения: 9 минут

Основной особенностью велосипеда с фиксированной передачей (фикс гир байки) является наглухо закреплённая на заднем колесе звезда без свободного хода. Такая конструкция предполагает постоянную связь вращения колеса со скоростью вращения педалей. Велосипедист находится в таком положении, что не может не крутить педали. На любое усилие, приложенное человеком, велосипед отвечает без промедления. Езда на таком велосипеде требует намного больших физических возможностей, но при этом отсутствуют те рывки и провалы, которые присутствуют при переключении с одной передачи на другую и резкое изменение каденции. Второй момент — торможение. Чтобы уменьшить скорость или полностью затормозить на фиксе, необходимо просто приложить усилие ногами и крутить педали в обратном направлении. Исполнение этого действия требует определённых навыков и тренировки, но после некоторого времени велосипедист привыкает и интуитивно проделывает необходимые действия по управлению велосипедом. Некоторые для подстраховки устанавливают передний ручной тормоз, но это, как говорят, уже не то.

Внешний вид велосипеда с фиксированной передачей
Велосипед fixed gear

Оба этих, перечисленных выше на первый взгляд «недостатка», и составляют ту изюминку, из-за которой обладатели велосипедов с фиксированной передачей выделены в отдельную группу и вызывают уважение и внимание из-за таких особенностей управления своим любимцем. В такой ситуации велосипед и его обладатель представляют собой симбиоз человека и машины. Те, кто имеет такие машины, говорят, что испытывают чувство полного контроля над велосипедом, несмотря на минимальное количество органов управления. Езду на фиксе сравнивают с танцем, где опытные партнёры чувствуют каждое малейшее движение друг друга.

Гонки начала прошлого века и fixed gear

Основатель знаменитой гонки Тур де Франс, Анри Дегранж, был консерватором во всём, что касалось усовершенствования велосипеда для облегчения усилий спортсменов. Поль де Виви — известный изобретатель, придумавший механизм переключения передач для велосипеда ещё в 1900 году и добивавшийся на протяжении многих лет применения его на велосипедах, участвующих в Тур де Франс, всегда встречал холодный отказ Анри Дегранжа. Он считал, что переключатель передач предназначался для использования людьми старше 45 лет или пенсионерами. Анри Дегранж считал, что спортсмен просто обязан побеждать в гонках с помощью собственных мышц и усилия воли. Ситуация изменилась лишь только после того, как Анри Дегранж отошёл от дел и у Тур де Франс появились новые руководители. Тем более, что переключатели передач уже довольно долгое время использовали спортсмены, которые участвовали в таких известных многодневках, как Вуэльта и Джиро д’Италия.

Первую гонку Тур де Франс на велосипеде, оснащённом переключателем передач, в 1937 году выиграл французский гонщик Роже Лапеби. Произошло это спустя 34 года после проведения первой Тур де Франс в 1903 году, и после 37-ми лет с момента изобретения Полем де Виви переключателя скоростей для велосипеда в 1900 году.
Велосипед Fixed Gear на профессиональных гонках
Велосипед  fixed gear на гонках Тур де Франс

Уличные гонки и курьеры на фиксах

Когда велосипеды с фиксированной передачей (fixed gear байки) в связи с техническими нововведениями остались не у дел на Тур де Франс и других профессиональных велогонках, их применение ограничилось гонками на треке. Вторую жизнь велосипедам, пылящимся в сараях и гаражах, дали появившиеся курьерские службы в Соединённых Штатах и странах Европы.

Развивающимся курьерским службам необходим был лёгкий, недорогой транспорт для выполнения своих задач. Здесь и вспомнили про фикс. По роду своей деятельности курьерам приходилось оставлять велосипед на улице возле офисов и контор без присмотра, что привлекало внимание уличных воришек. Преимущество велосипеда с фиксированной передачей состояло в том, что человек, укравший его, как правило, не имел навыков езды на фиксе, и сбежать на нём быстро было проблематично.

Современные неформальные гонки с велосипедами fixed gear
Спортсмен на велосипеде fixed gear

Сейчас во всём мире проводятся различные соревнования среди курьеров на фиксах. В 1992 года директор курьерской компании в Берлине Ахим Байдер организовал первый чемпионат мира среди курьеров на велосипедах. Более пятисот человек со всего мира собрались в Берлине. С тех пор это событие происходит каждый год. Также есть чемпионаты отдельных стран и регионов.

Субкультура и движение фиксед гир

Как и у любителей старинных автомобилей, у велосипедов с фиксированной передачей во всём мире есть множество поклонников. Возникла целая культура велосипедов фикс. Не важно, где владелец приобрёл своего любимца: то ли это старый трековый велосипед, отработавший в спорте много лет, или найденный выброшенным на свалке и восстановленный, или приобретённый на дорогом аукционе — сейчас это своего рода направление в искусстве, стиль и просто хороший вкус.

Другие статьи
Картинка статьи Преимущества Fixed gear
Преимущества Fixed gear
Фиксед гир изящный, минималистичный, простой в обслуживании. А ещё?
Картинка статьи Fixed gear — технические особенности
Fixed gear — технические особенности
Что такое фиксированная передача и как она работает?
Картинка статьи История велосипеда с фиксированной передачей в США
История велосипеда с фиксированной передачей в США
В этой статье расскажем вам об истории велосипедов с фиксированной передачи в Америке.

Режим работы:
пн-пт: 11:00—21:00
сб-вс и праздники: 11:00—19:00

Электронная почта:
mail@myfixedgear.ru

Москва, м. Авиамоторная,
ул. Красноказарменная, д. 10

К контактам

Режим работы:
пн-пт: 11:30—18:30
сб-вс и праздники: 11:30—18:30

Электронная почта:
mail@myfixedgear.ru

Санкт-Петербург,
ул. Миргородская, д. 20
вход со стороны Тележной

К контактам

Яндекс.Метрика