Велосипед «Москва-80»

Время чтения: 7 минут

В середине 70-х СССР получил право на проведение олимпиады 1980 года. Естественно, тогда партия и правительство решили использовать этот факт в идеологических целях тоже, а еще советская промышленность получила огромный стимул и финансирование для того, чтобы это мероприятие успешно осуществилось.

Появление модели

Среди всего этого из ЦК пришла мысль: наши спортсмены должны выступать с отечественным инвентарем. Сказать-то сказали, да как это осуществить. Не один тренер различных сборных искал пути того, как эту мысль ЦК избежать. И, видимо, это удалось, используя формулу «нельзя гарантировать высокий спортивный результат на инвентаре, не прошедшем должной апробации». Наверное, с облегчением выдохнули и многие спортивные НИИ, понимая, что, даже имея свои наработки, догнать за один олимпийский цикл зарубежных производителей не удастся. И еще, видимо, на тот период в СССР сформировалось сильное лобби зарубежных производителей спортивного инвентаря. Сборная СССР в то время выступала только на велосипедах иностранного производства. Трековые велосипеды — это PIH, De Rosa, Cinelli, CNC. На шоссе — тут почти 99% Colnago. Приятным исключением из этого правила была сборная Эстонии, она выступала на De Rosa — очень достойном велосипеде. Думало ли руководство велосипедных сборных менять что-то в инвентаре? Да нет, конечно! И это правильно.

Коллекционная монетка с Олимпиады 80
Монета 1978 года с изображением советского велоспортсмена

И тут появляется настырный человек из ЦКТБ г. Харьков и что-то пытается доказать. Этим специалистом был Георгий Иванович Панин. И тем, что появился «М-80», мы обязаны именно нему. Он начинает постоянно наведываться в сборные, пытаясь понять, предугадать, а то и просто выполнить «капризы» их руководства.

Он не был гонщиком, однако был хорошим инженером. Поэтому выбрал единственно возможный на тот период путь для решения задачи: раму надо делать из импортных труб (на тот момент это были трубы фирмы Witberg), оборудование будет склонировано с Campagnolo, а за прототип рамы был взят Colnago Mexico (на этой модели сборная СССР победила на олимпиаде 1972 года в Мюнхене).

Выбор прототипом Colnago Mexico (велосипеда, предназначенного для командной шоссейной гонки на 100 км.) обусловлен тем, что данный вид шоссейной программы для СССР был превалирующим — победы на олимпийских играх 1972, 1976 и ЧМ того периода. И началось: Панин делает — Капитонов и сборная смеются; Панин переделывает — и все повторяется снова. Капитонов и сборная так и не поняла главного — своим отношением к проекту «М-80» они очень сильно помогли Панину в его работе. В итоге можно сказать, что Панин сборную всё-таки достал. Окончательный вариант четырех велосипедов для командной гонки были привезены им в тренировочный лагерь сборной. Капитонов на свое усмотрение передает эти образцы наиболее атлетичным гонщикам сборной: Пикуусу, Чуканову, Чаплыгину, Журавлеву с прямым напутствием сломать велосипеды в течение недели (в течение этого времени Панин должен был находиться в тренировочном лагере). Несмотря на такой подход со стороны руководства сборной, сломать велосипеды не удалось. Лопались только экспериментальные титановые спицы.

Велосипед Москва 80 для Олимпиады
Велосипед «Москва-80»

После этого следующая партия велосипедов решением спорткомитета СССР была передана на следующие испытания в спортивный клуб «Локомотив» г. Ленинград тренеру А. А. Кузнецову. Велосипеды были переданы весной 1979 года накануне гонки в Сочи. Решением тренера Кузнецова велосипеды эксплуатировались в горных условиях Сочинской гонки, в результате чего лопнули пустотелые титановые валы каретки и облегченные шатуны.

В принципе, ничего удивительного — велосипед был предназначен для использования в командных и индивидуальных гонках, где нагрузки на велосипед в разы ниже, чем в групповой гонке по горам. Тренеры добились своей задачи: через своего патрона Романова Кузнецов пожаловался в ЦК, в результате чего Г. И. Панин был уволен. При этом в расчет не приняли экспериментальный характер работ и использование титана — инновационный на тот момент.

Указанные выше велосипеды весили менее 8 кг. На лицо было и переоблегчение, и неадекватное использование.

С этого момента мелкосерийный выпуск шоссейных велосипедов «М-80» сворачивается и до конца 1979 года изготавливаются единичные экземпляры по индивидуальным заказам отдельных гонщиков, спортивных команд и спорткомитета. Всего было выпущено около 52-х велосипедов для различных видов гонок на треке и шоссе. Таким образом «М-80» «выжил» и занял свою нишу среди велосипедов, выпускаемых по индивидуальному заказу.

А параллельно с этим у руководства сборной (речь идет о шоссейной команде) решался вопрос, на каких велосипедах участвовать в олимпиаде. Это напоминало нынешние тендеры: тогда, как и сейчас, не все участники тендера были равноправными. Быть спонсором сильной сборной, но без гарантий на победу некоторые опасались. А Colnago рискнул.

Что из этого получилось

А получился высокого европейского уровня велосипед (европейские страны тогда были законодателями велосипедной моды и мировыми лидерами велопроизводства). Велосипед получился для своего времени очень легким: заявленный вес составлял 8,25 кг при размере рамы 56-58. Как пример, задний переключатель «М-80» вместе с болтом крепления весил 175 грамм, для сравнения, на тот момент самый легкий задний переключатель Campagnolo без болта крепления весил 182 грамма. В титановой трещотке отыгрывали еще несколько десятков грамм. И так можно продолжать по каждой детали. Такое облегчение не могло не сказаться на ресурсе, и выводило эти велосипеды из тренировочного процесса только в соревновательный. Помимо шоссейных вариантов велосипеда, существовали и трековые. Разработкой этих велосипедов занимался Р. И. Воронцов.

Велосипед Москва 80 Тахион
Велосипед «Тахион»

«Тахион» (ещё один высококлассный трековый советский велосипед) не является продолжением темы велосипеда «Москва-80». Рамы «Тахиона» являются оригинальной Советской разработкой, и разрабатывались без упора на иностранные аналоги. Однако ради экономии времени на первом этапе разработки велосипедов использовалась техническая документация на некоторые комплектующие от «М-80».

Другие статьи
Картинка статьи История велосипеда с фиксированной передачей в США
История велосипеда с фиксированной передачей в США
В этой статье расскажем вам об истории велосипедов с фиксированной передачи в Америке.
Картинка статьи Летучий шотландец — Грэм Обри
Летучий шотландец — Грэм Обри
Грэм Обри — шотландский велогонщик, который дважды бил мировой часовой рекорд.
Картинка статьи Fixed gear — технические особенности
Fixed gear — технические особенности
Что такое фиксированная передача и как она работает?
Картинка инсты
Картинка инсты
Картинка инсты
Картинка инсты
Картинка инсты
Картинка инсты
Картинка инсты
Картинка инсты
Картинка инсты
Картинка инсты
Картинка инсты
Картинка инсты

Режим работы:
пн-пт: 11:00—21:00
сб-вс и праздники: 11:00—19:00

Электронная почта:
mail@myfixedgear.ru

Москва,
м. Авиамоторная ул. Красноказарменная, д. 10

К контактам

Режим работы:
пн-пт: 11:00—21:00
сб-вс и праздники: 11:00—19:00

Электронная почта:
mail@myfixedgear.ru

Санкт-Петербург,
Лиговский проспект, д. 92Д

К контактам